Тактильное восприятие. Что это и почему важно его развивать?

Что это и почему важно его развивать?
Тактильное восприятие первым открывает детям дверь в познание окружающего мира. Им ещё столько всего предстоит узнать и усвоить. А базовый объем знаний они в буквальном смысле получают на ощупь.
Тактильное восприятие – это познание (обследование, распознавание) объектов при непосредственном касании. Этот вид восприятия еще называют осязательным. Его суть заключается в отражении характеристик, особенностей поверхности и структуры того, к чему прикасаются.
Механизм тактильного восприятия основан на действии кожных рецепторов. Рецепторы воспринимают сенсорные сигналы и считывают информацию. Они расположены по поверхности всего тела, обеспечивая кожную чувствительность.
Самые восприимчивые к разнообразной информации рецепторы сконцентрированы на пальцах рук. Ощупывая предметы, человек может получить так много информации, как будто он смотрит на них. Поэтому осязание считают, в первую очередь, познавательной функцией руки человека. Благодаря такому восприятию ребенок может формировать образы, делать связанные с ними умозаключения.
Развитие тактильного восприятия.
Мы уже выяснили, что тактильное восприятие - это познавательный процесс, который открывает двери к пониманию того, как устроен мир, какими особенностями обладают предметы и явления, как они взаимосвязаны между собой.
Как его развивать? И стоит ли это делать или дети справятся с этим сами?
Развивать тактильное восприятие - однозначно стоит. Каким образом это делать зависит от возраста малыша, в каждом возрастном периоде свои особенности, но основа развития- это обогащение среды, в которой растёт малыш. Другими словами, чем больше разных по своим свойствам предметов и явлений вы будете предлагать для изучения ребёнку, тем более развитым будет его восприятие и тем богаче и ярче будет его сенсорный опыт.
- Младенчество и раннее детство.
В первые годы жизни основной является предметная деятельность. Дети прикасаются к разным предметам и ощущают их особенности, обращают внимание на различия, пробуют их «на зубок».Благодаря тактильным ощущениям малыш воспринимает такие признаки как твердость-мягкость, тепло-холод, колючесть-пушистость и пр.
Вся сенсорная информация постепенно накапливается и сохраняется в памяти ребёнка.
- Дошкольник все больше и тоньше различает тактильные сигналы. После трех лет он уже прекрасно осознает, что пружинистость надувного шара сильно отличается от подобной характеристики резинового мячика, а вязкость манной каши вовсе не похожа на такое же свойство пластилина.
Благодаря тактильному восприятию ребёнок непроизвольно накапливает базу характеристик объектов и использует ее для понимания свойств и особенностей всего, что его окружает.
В психологической науке тактильное восприятие даже называют тактильным зрением, настолько оно важно. И если говорить о его развитии, то это тот случай, когда начать никогда не поздно.
Что понадобиться для развития?
В настоящее время выбор развивающих пособий огромен, это и разного рода тактильные досочки, и бизикубы и мешочки с наполнителями. Все, что может подарить ребёнку новые ощущения и познакомить с новыми формами и текстурами. В нашем магазине ознакомится с такими пособиями вы можете по ссылке СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ
Кроме готовых моделей, полезно использовать подручные средства, которые безопасны и экологичны для ребёнка. Повышают чувствительность кожных рецепторов манипуляции с песком, манной или другой мелкой крупой. Дети прикасаются ладошками, сжимают, пересыпают, погружают руки в такой сыпучий материал, что дает им различные ощущения.
Совсем маленьким деткам достаточно просто дать возможность всячески потрогать предмет, обратить внимание на особенности поверхности или формы. Потом назвать свойства и объект, чтобы ребенок постепенно запоминал нужные связи. Например, «это желудь – сам он гладкий, но имеет шершавую «кепочку».
Детям среднего и старшего дошкольного возраста нравятся упражнения, в которых заключена некоторая таинственность. А распознавание предметов или материала на ощупь содержит именно элемент загадочности. Интересно проходит игра, когда предметы находятся в мешочке или завернуты во что-то, и детям нужно распознать их только на основе осязательного обследования.
Вот несколько вариантов таких игр:
-
Подготовьте набор мелких предметов, хорошо знакомых дошкольнику. В такой набор могут войти пуговица, ракушка, желудь, колечко, камушек, колпачок от шариковой ручки и подобные атрибуты. Сложите их в непрозрачный мешочек. Предложите детям по очереди запускать руку в мешочек, выбирать один предмет, описывать его словесно, не вытаскивая из мешочка, и называть.
-
Познакомьте заблаговременно детей с различными крупами и природными материалами: зерно, гречка, горох, бобы, тыквенные и подсолнечные семечки, некоторые виды орехов особенной формы. Как и в предыдущем упражнении, участникам необходимо определить на ощупь, что оказалось в их руке.
-
Подготовьте небольшие лоскутки ткани различной фактуры. Это могут быть клочки сатина, грубого полотна, бархата, батиста, органзы и т.д. Предварительно изучите с детьми тактильные особенности каждой ткани и ее название, а затем начинайте игру.
Подобные игры, несомненно, полезны детским ручкам. Помимо оттачивания кожной чувствительности и тактильного восприятия, они способствуют развитию мелкой моторики. Надеюсь благодаря этой статье, вопрос, нужно ли специально уделять внимание восприятию, основанному на тактильных ощущениях, снимается очевидной истиной, что процесс восприятия является основой для развития мышления и сознания ребенка.